Мои впечатления от Пскова: парк как в Германии, башни как в Эстонии, отель как в Праге

Псков всегда фигурировал где-то на периферии моих туристических стремлений: то во время первого визита в Великий Новгород туда не успели, и нереализованное желание осталось, то учившиеся на факультете истории искусства друзья рассказывали об интересных поездках на раскопки, то родственники фотографиями хвастались... да и банальное знание истории России никуда не денешь. В общем, я знала, что Псков - это интересно, но доехать туда всё никак не удавалось. Ну, спасибо вынужденному тренду на внутренний туризм в 2020 году - удалось!

И первое же впечатление от Пскова здорово меня удивило: я ждала квинтэссенции русской старины, но мне почему-то показалось, что я очутилась почти в Европе.

Наверное, такому впечатлению очень здорово подыграл отель, в котором я останавливалась: Old Estate, бутикового типа, расположенный в старом особнячке, но сам по себе - очень новый и современный. Без малейшего намёка на "совок", напротив - с отличными завтраками и собственным СПА. Так что правильное настроение началось оттуда. И, пожалуй, Псков обеспечил мне приблизительно те впечатления, которых я год назад ждала от Калининграда: вроде бы внутренний туризм, но с каким-то неуловимым европейским акцентом...

Вот, например, квартал на набережной, где расположен отель, почему-то очень напомнил мне район Малостранка в Праге. Я не знаю, новодел ли это или отреставрированный старый фонд, но выглядит очаровательно.

C двух сторон от моего отеля - совершенно разные пейзажи: типично русская белокаменная церковь и европейского вида особнячок с брусчаткой.
C двух сторон от моего отеля - совершенно разные пейзажи: типично русская белокаменная церковь и европейского вида особнячок с брусчаткой.
Мои впечатления от Пскова: парк как в Германии, башни как в Эстонии, отель как в Праге

Наверное, 40 км до границы с Эстонией делают своё дело, и в Пскове живут люди, ментально близкие к петербуржцам: те, кто оформляет шенгенскую визу, чтобы ездить за покупками... ну и далее в том же духе.:) Мне так показалось. Хотя, может быть, здесь есть какое-то иное объяснение, но сути это не меняет: Псков действительно выглядит городом удивительно европейским. Причём белокаменные православные церкви в качестве главных достопримечательностей ничуть этому ощущению не противоречат.

Хотя самая главная достопримечательность- конечно, Кремль. Ну, здесь нужно сделать скидку на испорченную москвичку: при слове "кремль" априори рисуется в голове что-то красненькое (хотя я в курсе, что сначала от был белокаменным), с итальянскими ласточкиными хвостиками на зубцах и курантами на башнях. Поэтому строгий серый Псковский Кром с конусовидными башнями сразу кажется... ну да, опять говорю это слово, очень европейским.Напоминает Толстую Маргариту в Риге, например. Или какие-то из башен Нюрнберга. К сожалению, до Эстонии я пока ещё не доехала, но мне почему-то интуитивно кажется, что Таллин должен выглядеть примерно так.

Кстати, и ещё одна моя внезапная ассоциация с башнями Псковского Крома - это, как ни смешно, купальня Муми-Троллей из соответствующих книг.:)) Которые, как мы помним, сочинили в Финляндии.

Мои впечатления от Пскова: парк как в Германии, башни как в Эстонии, отель как в Праге

Так что сидишь в ресторане на набережной с видом на кремлёвские башни, пьёшь хорошее пиво с вкусными рёбрышками или рулькой - и очень живо вспоминаешь, как ты точно так же сидела в Германии, в Баден-Бадене, например, или в Нюрнберге.

Или вот хотя бы упомянутая мною Финляндия... Мне очень понравился парк Куопио (как раз напротив моего отеля), повеяло от него чем-то спокойно-финским или даже немецким - мне вспомнилась Липовая аллея в Баден-Бадене. Красиво, благоустроенно, воспитанные люди гуляют с воспитанными детьми... Особенно запали мне в душу утки: видно, что они совершенно непуганые, не воспринимают людей как потенциальную угрозу. Благодать! И сразу чувствуется отличие от, например, городского парка в Твери, где я была несколькими днями ранее. Сложное отличие, которое трудно передать словами, но почему-то чётко ощущается разница: если парк в Твери - это милая провинция и привет из девяностых, то парк в Пскове - почти европейский променад... Жаль, что в Хельсинки я была ранней весной: мне рассказывали, что там тоже есть такие зелёные зоны, но конец марта к прогулкам не располагал.:( а вот август в Пскове - очень даже! Особенно хорош парк в сочетании с виднеющейся на другом берегу реки Гремячей башней: вроде бы и природой наслаждаешься, и исторические памятники рассматриваешь.

Опять вспоминаю Калининград: аккуратный променад на набережной напротив Крома показался мне куда более сдержанным и благородным, чем сооруженная в бывшем Кёнигсберге "Рыбная деревня". Может быть, потому что в Пскове как раз не было цели изобразить мнимую Европу... Мне такой променад показался похожим скорее на Троицкое предместье в Минске: красиво, изящно и без всякого пафоса. А вот разноцветные дома напомнили мне скорее Ригу - даже очень похожее фото нашла в своём архиве!

Да, конечно, какие-то мелочи всё же напоминают, что ты вообще-то в российской провинции. Например, когда идёшь мимо вещевого рынка и ощущаешь явное дуновение атмосферы ранних нулевых. Или когда покупаешь молочный коктейль с сиропом за 50 рублей и пончики на вес.:) Однако общее впечатление всё равно остаётся "европейским". Здесь нет никакого провинциального надрыва; здесь не ковыляют посреди дня девушки на шпильках, из проносящихся мимо машин не вопит шансон... нет обшарпанных стен зданий, если уж на то пошло. Очень отличается окружающий пейзаж и герои в нём от того, что я видела в других российских городах. По крайней мере, там, где я ходила: может быть, на окраинах всё иначе. Соседство обычных пятиэтажек со старыми церквями выглядит очень интеллигентным: мне кажется, дети, которые каждое утро бегают в школу мимо памятников архитектуры, должны вырастать с довольно приятным менталитетом.:) Кстати, у нас-то в Москве такая роскошь не всем нынче дана, только тем, кто в центральных районах живёт.

Ну и под конец не могу не упомянуть местную точку притяжения: надпись "Россия начинается здесь" под стенами Кремля. Я не знаю, честно говоря, что имели в виду её авторы - может быть, хронологию? Каждый, наверное, понимает эту фразу как-то по-своему, ну а мне очень понравился ракурс для фото: река, зелень, крепостные стены... Если Россия и вправду начинается там, то это очень красивое и изящное начало.:)

Мои впечатления от Пскова: парк как в Германии, башни как в Эстонии, отель как в Праге

А после Пскова я покатила в Изборск, который только укрепил мои впечатления и оказался фактически концентрированной Европой, но уже другого толку - вроде Сан-Джиминьяно, Каркассона, Ротенбурга-на-Таубере и тому подобных городов-крепостей... Но об этом - уже другая история.

А какие у вас впечатления от Пскова? Рассказывайте в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Топ 25 красивых и интересных мест на Волге в Саратовской области

Топ 10 интересных фактов про Азовское море.

Полёт на «Комете» в Ялту. Проверил, так ли на ней комфортно и быстро, как говорят?