"Врата Ада" в Туркменистане: впечатления европейского туриста

Ежегодно Туркменистан посещают всего несколько тысяч туристов.
Многие едут туда, чтобы увидеть Врата Ада, расположенные недалеко от деревни Дервезе в пустыне Каракум.


Я знал, что Камила, моя спутница, тоже очень хотела достичь Врат Ада.
Поэтому первоначальный план, согласно которому мы должны были ехать только в Иран, перерос в Туркменистан, хотя за две недели до отъезда мы вообще не знали, сможем ли мы в эти врата войти.
Немногие туристы получают визы, хотя, конечно, и мало кто обращается.
Об этой стране мало что известно.
Туркменистан считается одной из самых закрытых для туристов стран.
Ежегодно его посещают всего около 7000 человек.

Однако нам это удалось.
Правда, выданные визы были только транзитными, на пять дней.
За это время нам пришлось проехать на велосипеде почти 200 км от границы с городом Мары, где мы должны были найти транспорт до Дервезе, проехать почти тысячу километров, в основном по пустыне, добраться до Врат ада и вернуться в столицу, чтобы иметь возможность покинуть страну до истечения срока действия визы.

Мне показалось, что в г. Мары не было другой профессии, кроме таксистов.
Десятки автомобилей разных марок, меньших и больших размеров стояли в непосредственной близости от железнодорожных и автобусных вокзалов.
Наш водитель был из Ашхабада.
Он согласился помочь нам, конечно, за справедливую плату.
У нас не было выбора.

У нас было два дня и тысяча километров до окончания срока действия визы.
Мы не знали, какие дороги нас ждут.
Тысячу километров можно преодолеть за часы, а можно - за несколько дней.
Все зависит от дорог.
От туркменских дорог мы многого не ждали, вернее ожидали всего, кроме что это будет гладкий блестящий асфальт.

Маршрут до столицы на карте был отмечен красной линией, то есть главной дорогой.
Обычно, когда мы видим такую разметку на карте, мы знаем, что нас ждут асфальт, скоростная дорога или шоссе.
Только в этих регионах все иначе.

Солнце в пустыне садилось быстрее.
Мы прибыли в деревню Дервезе на закате.
На горизонте, где-то вдалеке, посреди пустыни Каракум, я увидел сияние.
Они там, ворота определенно там!
Но туда надо ехать на машине 4х4, потому что там песок и дюны.
Обычная машина не годится.
Нужно было найти нового водителя, а тех, у кого был внедорожник, можно было пересчитать в Дервезе по пальцам.

По информации местных жителей, раньше их было больше, но село сдвинули немного дальше, и многие люди разошлись в разные стороны.
Так что остался только один пастушок, у которого есть внедорожник и он может отвезти нас к воротам за соответствующую сумму.
Цена не подлежала обсуждению.

Врата ада - это на самом деле огромная дыра в земле (70 метров в диаметре и около 25 метров глубиной), которая горела 44 года в результате человеческой глупости.
Я очень долго ждал этого дня.
Это была моя вишенка на торте, и с того момента, как я узнал, что мы собираемся в Туркменистан, Врата Ада стали моим основным пунктом назначения в моей поездке.
Я был теперь так близко.

"Врата Ада" в Туркменистане: впечатления европейского туриста

Я шел к «кратеру», как будто был загипнотизирован, привлечен сиянием пламени, сверкающего всей палитрой красных и оранжевых оттенков.
Вокруг было темно. Я должен был следить за своими ногами, чтобы не споткнуться и не упасть, но пламя слепило меня, и когда я посмотрел себе под ноги, я долго не видел ничего другого.

Ослепленному, мне потребовалось несколько мгновений, чтобы снова приспособиться к темноте.
Я пошел к кратеру.
Удар тепла был сильным. Мое горло сжалось.
По впечатлению и по эмоциям я был в месте, которое давно мечтал посетить.
В такие моменты на меня всегда нисходит вдохновение.

Мне показалось, что Туркменистан - страна, которая живет за счет газовых месторождений, и благодаря им она может строить дворцы и крыши из золота, а также возводить странные сооружения, по которым не понятно, удивляют они или пугают (как в столице страны Ашхабаде).
Газ есть почти везде.

Вот и в 1971 году в Дервезе были обнаружены богатые залежи.
Во время бурения грунт, на котором стояла буровая установка, обрушился (видимо, в результате резкого изменения пластового давления) и образовал кратер.
Газ начал испаряться, и напуганные советские инженеры решили исправить это.
Им пришла в голову идея избавиться от газа, воспламенив его.
Они были уверены, что через несколько дней от газа не останется и следа, а останется только большая дыра.
Однако прошло 44 года, а кратер все еще горит.

"Врата Ада" в Туркменистане: впечатления европейского туриста

Возможно, со временем это прекратится.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Топ 25 красивых и интересных мест на Волге в Саратовской области

Топ 10 интересных фактов про Азовское море.

Полёт на «Комете» в Ялту. Проверил, так ли на ней комфортно и быстро, как говорят?