Поездка в одну из самых закрытых стран мира


Я много лет мечтала попасть в Иран, поскольку в юные годы меня поразила книга Гора Видала о древней истории этих мест. Но, к сожалению, женщине одной путешествовать в этой стране довольно сложно, поэтому поездка все время откладывалась. И в какой-то момент у меня появился рабочий проект, который требовал недели пребывания в Тегеране. Иранцы оказались очень гостеприимными и благодаря им я смогла многое посмотреть, хотя это был только Тегеран и районы вокруг него.

Непривычность начинается фактически с первых минут пребывания – карты не принимают, банкоматов нет (санкции), алкоголь запрещен не только в стране, но даже в самолете Аэрофлота, который летит в страну. Жесткие требования к дресс-коду для женщин и иностранок в том числе – платок на голову даже в гостинице, одежда должна прикрывать пятую точку. Деликатная просьба – не идти рядом с мужчиной, даже если это гид, а чуть отставать, хотя бы немного. Гугл и Фейсбук заблокированы наглухо. Немного теряешься, но очень быстро привыкаешь. Я спокойно подстроилась под правила поведения, безропотно носила платок и длинные туники, комфортно ощущала себя на улице, начала бодро носиться по городу, научилась преодолевать блокировки фейсбука и гугла. В общем, жизнь постепенно наладилась и стала нравиться.

Тегеран

Тегеран расположен у подножья горного хребта Эльбурс, который окружает город словно драгоценная оправа. Город расположен на разных уровнях - северные районы находятся на высоте до 2000 метров над уровнем моря, а южные пригороды вплотную подходят к территории каменистой пустыни Кавир. Тегеран - это древний город, который насчитывает несколько тысяч лет, но ему не повезло. При последнем шахе Пехлеви многие древние постройки старого города были уничтожены, так как шах полагал, что им не место в современном Тегеране. На месте уникальных фортификационных сооружений и дворцов ныне расположены небоскрёбы либо широкие автострады. С началом типовой жилой застройки, пик которой пришёлся на 1960-е годы, Тегеран окончательно утерял свой «древний» вид. Еще Тегеран известен парками (более 800), невероятными пробками и плотным смогом. Северные районы - это места проживания наиболее состоятельных горожан, а юг - это трущобы, где живут самые бедные жители и беженцы, в основном афганцы и курды, которые стали серьезной проблемой для города.

Поездка в одну из самых закрытых стран мира

Люди

Самое большое впечатление - это люди. Доброжелательные, любознательные, улыбчивые. Живётся им непросто, это заметно, но при этом все при деле, заняты чем-то, работают усердно и с явным удовольствием. Я сужу по тем людям, с которыми сталкивалась - мой гид Мохаммед, официанты в гостинице, где я жила, официанты в гостинице, где я работала, управляющий, который специально выходил и был рядом с нами весь обед, чтобы убедиться, что все в порядке, продавцы в магазинах и на базаре. И ещё радостно было, что к России и к русским очень доброе отношение. Стоило узнать человеку, что я из России, тут же радость, желание пообщаться, улыбки. Надо отметить, что иранцы ведут себя очень достойно, ничего не "впаривают", чаевые не просят и, более того, не берут.

Поездка в одну из самых закрытых стран мира

В один из дней Houri, моя иранская подруга, возила и водила меня по чудесным местам. Особенно поразил огромный дом с парком, в котором находится много магазинчиков - книжные лавки, народные промыслы и всякая всячина, чудесный ресторан с фонтаном. Оказалось, что вся эта огромная территория и дом принадлежали известному нейрохирургу, и он лет десять назад подарил свой дом с парком городу. Теперь люди там гуляют, общаются, покупают милые вещи.

Поездка в одну из самых закрытых стран мира

Очень тронула пожилая пара, которую мы встретили в горах. Они поднимались по тропе, трогательно держась за руки. Оба невысокие и худенькие. Мужчина спросил у Мохаммеда откуда я (они все спрашивают, иностранцев почти нет, вот им и любопытно). Услышав ответ, дедушка старательно выговорил "Good afternoon. How are you doing?". И он был такой счастливый, что так ловко сказал, а бабушка кивала головой, широко улыбаясь и явно гордясь дедушкой. Это было очень мило и трогательно. Я рассказала им, как я поживаю, а Мохаммед перевёл. После чего мы разошлись, довольные друг другом.

Очень много красивых людей. Я давно уже, наблюдая за людьми в путешествиях, думала о том, что красивые люди стали так редко встречаться. Даже все ухищрения косметических и текстильных индустрий не спасают ситуацию. А тут красавцы и красавицы на каждом шагу.

А ещё Мохаммед привёз меня в лучшую пекарню в городе, и милые пекари разрешили мне снять печь, и то, как они работают, и угостили своим восхитительным хлебом. Это было нечто волшебное, а если ещё и с финиками, которые мы купили в горах, о, это совершенно меняет восприятие жизни.

Трек и традиции

Мохаммед отвез меня в горный парк, мне понравилось, но я весьма опрометчиво сказала, что это несерьёзные горы. Он задумался ненадолго и сказал, что раз так, то тогда он отвезет меня "в серьёзные горы". В общем, я снова попала на трек и мы поднялись на 2600. Я тихо очумела, ибо подвигов в моей программе не было, но деваться было некуда, пришлось дойти до вершины. Но зато увидела настоящую горную деревню и заодно очень популярное место для отдыха в горах, куда жители приезжают целыми семьями и группами, чтобы провести время и насладиться горной прохладой.

Сервис

Восхитил сервис в аэропорту Тегерана. Есть услуга, которую можно заказать заранее - CIP. При прилете тебя встречают у выхода самолета, провожают до бизнес зала, где ты сидишь в ожидании, пока тебе оформят визу, потом тебя на машине отправляют в отель. То есть, фактически под белы рученьки с трапа и до дверей гостиницы.

Когда улетаешь, за тобой приезжает машина и отвозит в аэропорт (узнавать и суетиться не нужно, тебе сообщают время заранее). Привозят в отдельное красивое здание и тут начинается красота и счастье. На ресепшен (здесь стойка, как в гостинице) у тебя просто забирают паспорт и багаж и провожают в огромный великолепный зал ожидания. Можешь объедаться, поскольку еда вкуснейшая, пить чай или кофе, можешь зайти в симпатичный магазин с местными прелестями. Сотрудники зала сами тебя регистрируют и сдают вещи. Когда все готово к посадке, за тобой приходит милый молодой человек и провожает прямо на посадку в этом же зале. Паспортный контроль уже оформлен и нужно только забрать паспорт и после этого сразу в самолёт. Ни один из бизнес залов московских аэропортов и рядом не стоит с иранским продуманным, четким и душевным сервисом. Я начинаю проникаться душой к этой стране.

Поход в горы
Поход в горы

Впечатления

Через 3 дня пребывания осознала, что, выходя в гостинице на завтрак без платка стала ощущать себя практически не одетой. Через неделю пребывания стала постоянно ходить в платке, приветствуя людей, говорить "салам", по улице ходить, скромно потупив глаза, уступать мужчинам дорогу. И ещё в Иране ты словно проваливаешься во времени. Я пробыла там всего 8 дней, но по ощущениям как будто года два. Москва отдалилась в осознании на огромное расстояние. Может быть, такое впечатление появилось из-за изоляции многих привычных ресурсов, может быть, потому что у меня были апартаменты, а не гостиница, и я словно жила дома, может быть, из-за того, что мир уж очень непривычный.

Я сделала только первый шаг к открытию этой страны, так что поездка туда в моих планах. Поскольку я фактически мало что смогла снять, мне все равно хочется показать красоту этих мест, так что напоследок подборка фотографий с просторов интернета

Как менялась территория Ирана в течение истории

История Ирана потянет на множество томов, и ее невозможно даже кратко здесь описать, самая краткая история, если интересно представлена в статье, которую я нашла на просторах интернета. А карты я привела в больше степени для того, чтобы показать, что все территориальные споры весьма относительны - границы государств все время изменялись. Взлеты и падения, победы и поражения, захваты и уступки - всё это перекраивало карту мира бесчисленное количество раз.

И совсем немного интересных фактов:

  • Запустив 2 февраля 2009 года спутник «Омид» («Надежда») с помощью собственной ракеты-носителя Сафир-2 с космодрома Семнан, Иран стал десятой по счёту космической державой.
  • Конституция Ирана гарантирует каждому гражданину вне зависимости от национальности и вероисповедания социальную защиту: пенсию, пособие по безработице, инвалидности, медицинскую страховку. Образование и медицинские услуги — бесплатные.
  • Второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК
  • Иран является крупнейшей экономикой Среднего Востока, уступая в Азии по объёму ВВП только Китаю, Японии, Индии, Турции, Индонезии и Южной Корее

И еще можно почитать:

Королевство Мустанг (Тибетское нагорье) - Мустанг является частью Тибета и из-за труднодоступности этих мест тибетская культура сохранилась здесь фактически в чистом виде. да и само феодальное государство по своему устройству мало изменилось со средних веков

Гватемала. Опасная красота - трекинг в Гватемале, Новый год с шампанским на вершине вулкана, попугайчики и ягуары в джунглях, ночевки в палатках на вершинах с минусовой температурой, симпатичные озера, красивые города и милые деревни. И никакого гламура.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Топ 25 красивых и интересных мест на Волге в Саратовской области

Топ 10 интересных фактов про Азовское море.

Недорогой 5* отель, где в меню морепродукты за 42 тыс.руб/чел