Второй по значимости город Карачаево-Черкесии
В Усть-Джегуте мало кто останавливается с туристическими целями. Обычно все едут транзитом в горы, а жаль - ведь здесь тоже есть на что посмотреть!
Город Усть-Джегута по численности населения и промышленному развитию в Карачаево-Черкесии уступает только Черкесску, а по строительной индустрии является лидером в республике.
Усть-Джегута имеет соседское положение с Черкесском. Города разделяет только несколько километров (5,6 км.) пространства. В Усть-Джегуте заканчивается железнодорожная ветка связывающая город с магистралью "Ростов-Баку".
Город сильно вытянут (на 10 км.) вдоль правого берега Кубани, т.к. "зажат" в узкой долине между рекой и Пастбищным хребтом. Восточную окраину Усть-Джегуты окаймляет Большой Ставропольский канал. Город назван так по имени небольшого притока Кубани, гидроним которого происходит от черкесской фамилии Джегутановых (все топонимы приведены по И.В. Михайлову). С Пастбищного хребта также стекают воды рек Джегонас (возможно с тюркского "кенаса" - "синагога" и слова "дже" - "порода деревьев", буквально: "Деревянный храм") и Кара-Паго (с абазинского "черный курносый").
На южной окраине Усть-Джегуты находится головное сооружение Большого Ставропольского канала. Здесь долина Кубани была перекрыта плотиной высотой 40 метров, что дало возможность строительства Усть-Джегутинского водохранилища, разделения водотоков Кубани и канала, а также Усть-Джегутинской электростанции.
До 1975 года город являлся станицей Усть-Джегутинской, которая была основана в 1861 г. на месте небольшого укрепления. Всего в станицу Усть-Джегутинскую переселили 145 семейств, на государственных крестьян приходилось 95 семей, на казаков — 25 семей (казаки линейных станиц переселились по жребию) и на отставных солдат — 25 семей. Планировалось, что поселенцы прибудут в новые станицы к 15 мая 1861 года, а к осени с прежних мест проживания должны были перевести всё своё имущество и убрать озимые. Для освобождения земли под новые Верхне-Николаевскую и Усть-Джегутинскую станицы планировали переселить горские аулы Тахтамышские на левую сторону Кубани и аул генерал-майора Султана Казы Гирея на реку Куму или за Кубань на свободные земли. После отбывания трехлетней льготы казаки станицы пополнили ряды Хопёрского казачьего полка.
Казачьим потомкам очень сильно повезло, т.к. большинство метрических книг (за 1862-1867, 1869-1875,1879, 1881-1901, 1903-1909, 1911-1916 годы!!!) дореволюционного храма Михаила Архангела сохранились и с ними можно ознакомиться в Государственном архиве Карачаево-Черкесской Республики (Черкесск, ул. Первомайская, 24). Кроме того, в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА, Москва) сохранились посемейные списки (исповедная роспись) станицы Усть-Джегутинской за 1862 и 1863 гг. (РГВИА, фонд 14877, опись 1, дела 4006, 4255), в которых имеются персональные сведения по первопоселенцам станицы.
Главной архитектурной достопримечательностью города дореволюционного времени является величественный храм Михаила Архангела, который казаки возвели в 1885 году.
Из современной архитектуры наиболее эстетично выглядит Соборная мечеть.
Впечатляют окружающие город горы, скалы которых имеют белый цвет (из-за известковых пород).
В городе очень оживленная центральная улица (Курортная), т.к. она является частью Военно-Сухумской дороги. Здесь много магазинов, СТО и т.п.
О том, что в городе преобладает мусульманское население (карачаевцы) напоминают женщины в длинных платьях и хиджабах.
Благодарю за комментарии, подписки и лайки!
Комментарии
Отправить комментарий